Кораника
Что нужно знать о Коране прежде всего?

Что нужно знать о Коране прежде всего?

Что нужно знать о Коране прежде всего?

Вопрос: Аллах в своем ниспослании людям часто клянется Кораном. Он говорит, что Коран – это напоминание, наставление, увещевание и т.п. А самое главное, Аллах говорит, что Коран понятен и открыт для его понимания… Но как известно, ведущие ученые ислама говорят, что Коран не понятен для всех и что его могут понять только ученые. Так ли это на самом деле и что на этот счет говорится в самом Коране? 

Ответ: Прежде чем начать разговор, давайте вспомним о том, что Коран – это «напоминание» (зикр), и зададим себе такой вопрос: как может напоминание от Аллаха быть непонятным? Ведь если бы его не поняли люди, то они не пошли бы за Посланником. Этому не мешает то, что одни из них присоединились к нему сразу, а другие – по истечении некоторого времени. Люди эти не имели образования. И никакого знания у них, кроме «житейского», не было. Вместе с тем все они прекрасно понимали Коран. В принципе, если сказать, что люди не понимали Коран, это будет прямое оскорбление и унижение Аллаха. Выходит, что Он дает людям Книгу, которую никто понять не может?!. Разве может быть такое у Аллаха?! На деле мы имеем прямо обратное отношение. Как раз зная уровень образованности и знаний людей, которым Он ниспосылает свое знание, Аллах строит ниспослание таким образом, чтобы оно изначально было понятно всем. Ибо Коран – это с самого начала Книга для всех (!). 

А теперь спросим о том, а сколько ученых, простите, было в общине Мухаммеда? Неужели Аллах, оставив общину, станет ниспосылать лишь избранным? Такая категория – «избранные» – у Него вообще не проходит. Творец воспринимает всех людей совершенно одинаково и различает их только по отношению к себе и своему ниспосланию. 

Другое дело, что по отношению к Корану были сомневающиеся и отрицающие его. Но и они тоже прекрасно понимали, в чем они сомневаются и что отрицают… И мушрики отрицали не потому, что не понимали, а потому, что они не видели этого у своих отцов. «Если Коран – истина, то о его истинности мы не слышали от наших отцов», – говорили они. Аллах говорит так:

«И когда им скажут: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах!», – они отвечают: «Нет, мы последуем тому, на чем застали наших отцов». Как? Если даже их отцы ничего не понимали и не шли прямым путем?» (2/170). 

 «Когда им говорят, «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели (они поступят так), даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?» (5/104). 

И еще об одной важной проблеме. Если читать Коран просто на арабском (в оригинале) не понимая его смысла, простите, но он тогда не будет понятен во веки веков. Чтобы понять Коран, нужно либо владеть арабским в совершенстве, либо читать его хотя бы в переводе… 

О Корне Аллах говорит так: 

«Клянусь Кораном, который есть напоминание!» (38/1).

«Напоминание» (зикр) в данном контексте несет смысл наставления, совета, увещевания… Как известно, все эти действия направлены на человека. То есть Коран адресован человеку и подготовлен специально для него, его ума и, как отмечено, степени его образованности и знаний. 

Аллах продолжает: 

«(Воистину), Мы облегчили (понимание) Корана для поминания (и наставления). В таком случае, нет ли (среди вас) вспоминающих (наставления)?» (54/17) (см.: 54/22, 32, 40).

«Это – аяты Писания и ясного Корана!» (15/1).

«Клянусь ясным (открытым, понятным, доступным) Писанием!» (44/2). 

«Клянусь ясным Писанием!» (43/2). 

«Это – аяты ясного Писания!» (28/2). 

«Это – аяты Корана и ясного Писания! Верное руководство и благая весть для верующих» (27/1-2).

«Таким образом Мы ниспослали его (Коран) в виде ясных аятов. Воистину, Аллах ведет прямым путем тех, кто пожелает (идти этим путем)» (22/16). 

Как видим, Аллах, характеризуя Коран, называет его «ясным» Кораном. Ясный – это значит доступный для всех (!)… 

Как во времена Посланника, так и после него, отношение к Корану со стороны людей было разным. Верующие старались жить по предписаниям, но другие стали подстраивать Коран под себя. Так появились нечистоплотные мусульмане, которые жили в угоду своим интересам и желаниям. Как это было раньше, так это обстоит и сегодня. А что касается самих мусульман, то они стали отдаляться от Корана. Коран стал читаться  нараспев, что значит, что его рациональное содержание стало уступать чувственно-поэтическому. Всевозможные конкурсы по Корану ориентировали его участников на механическое знание его текста, без способности его анализа и понимания его по сути. Стали поощряться лучшие чтецы Корана, что опять же лежит вне его теоретической сущности… Наконец, читая Коран на могилах и ограничиваясь этим, довели Коран до состояния Книги для усопших… А теперь можно понять и позицию Посланника, который в День суда выскажет недовольство своей уммой. Скажет так: 

«Посланник сказал: «Господи! Мой народ забросил этот Коран» (25/30). 

«Мы не учили его (Мухаммеда) поэзии. И не подобает ему это. Его слова (Слова Аллаха) – это ни что иное, как напоминание (зикр) и ясный Коран, чтобы он предостерегал тех, кто жив. И чтобы сбылось Слово (Аллаха) относительно неверующих» (36/69-70). 

Здесь следует напомнить еще вот о чем. В День суда Посланник тоже будет спрошен о Коране. И как он будет отвечать на этот вопрос? Он скажет, что вместе с Кораном дал людям и свои хадисы? Так, что ли? И тогда у веры мусульман (ислама) будет два источника, как это проходит в хадисе! Как это возможно, когда Коран указывает на себя как единственный источник для мусульман. И источники эти не выбираются, а они следуют из ниспослания. Что в ниспослании, то и в источнике. А чего там нет, того нет и в источниках… 

Но хадисы весьма полезны для Корана. И те, кто отрицают или недооценивают их, тоже искажают картину исламского вероучения. Заслуга хадисов и всей деятельности Посланника заключается в том, что они привносят конкретику в теоретические положения ниспослания (Корана). На этом фоне можем подчеркнуть, что ниспослание имело место, простите, «не в пробирке», а в реальной жизни релального общества. И было оно историческим процессом. И в его фокусе стоял Посланник, непосредственно связывавший своей персоной и деятность Аллаха и людей. Разве можно игнорировать эту историчность?.. 

Но уже с учетом этого, исторического, фактора, мы можем говорить о Коране как о единственном источнике испослания для мусульман. А хадисы являются его исторической конкретизацией на фоне жизни этого общества. 

Аллах говорит так: 

«В тот день Мы представим против каждой общины свидетеля из их числа. А тебя представим свидетелем против этих. (Ведь) Мы ниспослали тебе эту Книгу для разъяснения всего сущего и как указатель верного пути, милость и добрую весть для мусульман» (16/89). 

См. дополнительно на линке: 

http://www.koranika.ru/?p=4049

Теги: что нужно знать о Коране прежде всего. 

Опубликовано 27.01.2016

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.