Кораника
Познание Корана Кораном (2)

Познание Корана Кораном (2)

Познание Корана Кораном (2) 

Вопрос: Дайте краткое объяснение тому, как правильнее познать аяты Корана? Какой для этого нужно использовать метод? 

Ответ: Коран является Книгой, ниспосланной Аллахом (Богом) или его ниспосланием людям. Значит и изучать его надо по методу, предложенному им же.

Что это за метод? Его суть и особенности можно понять из характера самого ниспослания и всего того, что говорит сам Аллах по этому поводу. А принципиальная особенность ниспослания, если рассматривать его с позиций познания, заключается в том, что оно является объективным знанием. Это знание мы характеризуем как научное или просто как науку.

С ним человек знакомится прямо с первого шага своего приобщения к знанию. Вся школа практикует науки. Всё преподавание в целом (от школы до вуза) строится на науке. Наука в этом смысле представляет собой «тело» (содержание) знания и одновременно его метод. Ибо обучать науке и обучаться ей можно только ее методом и никаким другим больше.

Содержание науки отлично от содержания всех других существующих форм познания, если говорить о них в широком смысле или относя в категорию «знания» все другие формы, которые только есть. Тогда мы получим такие формы знания, как мистическое, иррациональное, самосочиненное или произвольное и т.д. А теперь поставим рядом с ними знание объективное (научное). И сразу увидим очевидное различие между ними. Оно касается и метода. У каждой формы знания (она же и форма мышления) есть свой метод и ни одну из них нельзя реализовать по методу другой формы, что и значит, что каждое знание представляет собой особый тип (вид) мышления и использует свой метод мышления.

Потому говоря о знании (или типе мышления), мы и делим всю его сферу на две категории (группы): на знание объективное или научное и всё остальное. И пользуемся в науке ее методом, а в остальных сферах знания и мышления пользуемся их методами.

Как уже отмечено, с наукой (как формой мышления и знания) люди знакомятся, вступая в систему образования. А еще есть сама наука, которая является сферой призводства нового знания. Поскольку в обоих этих сферах мы пользуемся наукой, – в первой обучаемся ей, а во второй ее производим, – каждый человек после образования прекрасно знает, что такое наука и ее метод и что стоит за ее пределами или есть ненаука.

Это знакомство с наукой усиливатся еще и практикой современной жизни. Она состоит в том, что современное призводство, – будь оно производством вещей или идей духовных структур), – является призводством по науке. Т.е. никакое мышление не обслуживает производство, кроме объективного (научного). Это мышление лежит и в основе познания социальных процессов и общественных отношений…

Тут надо остановиться и сделать важное примечание. Дело в том, что вещи, производимые человеком, – такие, скажем, как машина, пароход, самолет и, простите, «обыкновенный гвоздик», а значит и все остальные в этом роде, – могут производиться только по науке и никак по-другому больше. Более того, для создания сложных механизмов, машин и конструкций зачастую привлекается чуть-ли не весь спектр существующих естественных и технических наук…

В сфере общественного познания положение вещей несколько иное. А суть его состоит в том, что обществознание еще и до сих пор не является до конца научным, хотя и выдает себя «за полностью научное». Это ведет к драматическим напряжениям в обществе, переходящим в социальные обвалы с трагическими последствиями для людей. Такой обвальной трагедией для людей в конце 20 века стало крушение коммунизма в СССР, а с ним и в мире, изначально посроенной на социальной мифологии. Глядя на современные кризисы и войны в мире, по оценке аналитиков являющихся признаками начавшейся третьей мировой войны, поневоле задумываешься над тем, где тут наука? Почему она не может выработать решение, кладущее конец всей этой неразберихе в современном мире?.. И выясняется, что дело вовсе не в науке…

Для нас было важно показать, что наука сегодня работает безукоризненно только в таких областях, как естествознание и технознание, а также в познании человека как организменной категории или в медицине (но это тоже область естествознания). Она работает в социальном познании только отчасти. А есть еще и такие области, в которых ее усилия остаются пока вообще безуспешными…

Вернемся к теме – Корану. Коран, как и ниспослание в целом, является ниспосланием человеку объективного или научного знания, потому и метод его – это метод объективного познания или метод науки. Аллаху необходимо дать человеку объективное знание и человеку важно иметь это знание. Так объективное знание уравновешивает интересы сторон от Бога до человека. Потому в богопознании или познании ниспослания надо ориентироваться именно на этот принцип – принцип объективного (научного) знания и убрать с его пути все другие принципы и методы производства знания (мистический, иррациональный, произвольный и все другие вообще).

Выдерживается ли это условие на практике? К сожалению, только частично. Это значит, что за пределами этого «частичного» знания в богопознании преобладает ненаучное знание и ненаучный метод познания. Это категорически недопустимо! Но именно такое положение вещей имеет место в вере по всему ее кругу в современном мире. В этом может убедиться каждый, взяв теоретический комментарий веры и оценив ее практику…

Откуда это, когда Бог ниспосылает науку и призывает к ней? От самого человека! Ибо больше неоткуда!..

Несколько более подробно…

Ниспослание (мы говорим о нем применительно ко всей вере в целом) понятно человеку до определенных пределов. Дальше оно непонятно. Непонятно науке! Она ничего не может сказать по целому ряду ее положений, в том числе и по фундаментальным (кто такой Бог)? Откуда он присходит? Как создает мир? И т.д.). Но наука (одна ее часть) исследует эти положения по своему методу, выдвигая различные гипотезы. Другое дело, что эти гипотезы на сегодняшний день совершенно беспомощны. Тем не менее наука не изменяет себе… Но наука (в другой своей части) просто отрицает Бога. А это отрицание уже не соответствует методу науки. Отрицать можно только после исследования, а не до него. Наука отрицает «до него»… Думается, что наука со временем поймет это свое заблуждение…

А что говорит по этому поводу сам Бог? Он призывает верить ему на слово! И всё!.. Это значит, что надо принять позицию Бога во всех недоступных нашей науке случаях и двигаться дальше в этом направлении по науке. И всё! Ибо другого выхода здесь нет!..

А что делает современная вера? Она берется сочинять за Бога (?). И пускается на путь, который в общем виде мы можем назвать путем ненауки. Отсюда мистика и произвол в современном богопознании, принадлежащим вере.

Отсюда и сложности атеизма. Ему надо бы исходить из ниспослания, а он исходит из той ненауки, которую производит вера относительно ниспослания. Но ненауку, выдаваемую за ниспослание, критикует уже сам Бог. Так что критика ее наукой или критика богоучения по источникам веры, которые выходят за ниспослание, никакой привлекательности для действительной науки не имеет. Она только говорит о падении и некорректности науки в данном вопросе.

К слову, Бог предложил человеку поверить ему на слово во всех вопросах ниспослания, до которых «не дотягивают» ум и наука человека. А как поступает наука в этом случае? Т.е. в случае, когда она не находит решения вопроса? Она тоже предлагает верить на слово (!). Эта вера формулируется ею в гипотезах. Гипотезы – это вершины науки. И если наука намечает для себя дальнейшее движение или переход от этой вершины к следующей, то она выдвигает гипотезы и начинает разрабатывать их. Это и есть ее предложение веры (!). И здесь даже неважно, что гипотезы могут оказаться неверными. Это, к слову, правило гипотезы. Она имеет право быть неверным суждением относительно своего объекта. Тогда она сменяется другой. И она тоже может быть неверной… Но никакой трагедии от этого не происходит. Ибо всё идет по правилу и наука движется вперед, но это движение в данном случае реализуется методом перебирания гипотез… Так, в итоге, и приходит успех!

И в познании ниспослания это тоже так. Оставаясь на пути науки в познании ниспослания, мышление шаг за шагом открывает новые страницы ниспослания, прежде недоступные для ума [1]. А что открыла вера в ниспослании, действуя по своему методу или методу ненауки? Ничего, ведь!.. Одно это сравнение, пожалуй, достаточно для того, чтобы понять различие путей и методов мышления между познанием ниспослания наукой и его познания верой. А заодно понять различие между наукой и верой в целом. Но для нас важнее всего является подтверждение тезиса Бога о том, что его Слово (Учение) является объективным знанием. Если бы оно не было этим знанием, разве мы могли бы познать его наукой, которое приспособлено именно для призводства объективного знания о своем объекте, которым в данном случае является ниспослание?..

*     *     * А теперь можно поговорить и о познании Корана Кораном. Этот тезис широко используется проф. А. Баиндиром [2]. И речь в нем идет о том, что Коран принадлежит Аллаху, знание которого неисчерпамемо [3]. Наша наука является «пятнышком» на этом знании. Потому в изучении Корана мы должны исходить из него самого, а не из науки, которая сама не ведает о том, о чем говорит Коран. Но это мы должны делать опять же по науке. Всё дело как раз заключается в том, что по науке мы это делаем не всегда, а зачастую просто не делаем (!). И в суждених о Коране мысль сходит с почвы объективного познания. А поскольку это еще приписывается Корану, то начинают критиковать его за положения, не имеющие к нему никакого отношения…

Положение о познании Корана Кораном имеет смыл отнести ко всему ниспосланию. Тогда оно получит свою общую форму. И ее формулой станет положение о том, что ниспослание надо познавать самим же ниспосланием. Другого источника для него нет! Т.е. науку в данном случае надо ставить не впереди ниспослания, а после него. Но методом познания в любом случае остается наука по соображениям, изложенным выше… 

См. дополнительно на линке: http://www.koranika.ru/?p=4261, http://www.koranika.ru/?p=3449, http://www.koranika.ru/?p=619, http://www.koranika.ru/?p=616.  

PS. Мы привели анализ темы непосредственно по содержанию Корана с изложением связи между тремя категориями аятов – мухкям, муташабих и месани. А теперь продолжим анализ этих представлений с позиций современной теории познания (Познание Корана Кораном (2).

Теги: познание Корана Кораном.

Опубликовано 22.01.2016


 

[1] Речь идет об открытиях в Коране, сделанных за последние 50-70 лет. Об этих открытиях говорится в литературе (см. к примеру: «Kur’an Hiç Tükenmeyen Mucize») и в интернете (см.: http://quran.al-shia.org/ru/lib/ya/01.htm).

[2] См. дополнительно на линке: http://www.koranika.ru/?p=3085.

[3] «Скажи: «Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы слова моего Господа, даже если бы мы принесли в помощь ему такое же море» (18/109).

«Если бы все деревья на земле стали письменными тростями, а за морем (чернил) находилось еще семь морей, то не исчерпались бы слова Аллаха. Воистину, Аллах могущественный, мудрый» (31/27).

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.